Сплав по Чусовой, Нижний Тагил

• Бюджет поездки: 15000
  • Срок поездки: пять дней
Сплав по Чусовой, Нижний Тагил

Как часто бывает, мы городские жители видим о красотах России лишь по телевизору и не предполагаем о том, какая наша страна красивая и бескрайняя. Так случилось и с нашей семьей. Мы жители Москвы, заложники вечной суеты и бесконечного зарабатывания денег. И вот летом 2013 год мы решили выехать к друзьям в старинный русский город, что находится на Урале г. Нижний Тагил. Решили часть отпуска посвятить не созерцанию заморских городов, а просто отдохнуть и пообщаться с теми, с кем не виделись много лет. И как потом оказалось наш выбор был на 100% верным решением, потому, что нас ждало такое приключение, о котором мы даже и мечтать не могли, но обо всем по порядку.

- Сборы были недолгие ….

Встретив нас на вокзале друзья сразу огорошили нас новостью – после завтра выступаем в поход. Точнее не в поход, а будем сплавляться на катамаранах по река Чусовая. Жить будем неделю в палатках, а готовить пищу на костре. Представьте панику городского жителя, который природу видит только в парке, а еду готовит только на кухне. Вначале мы решили отказаться, но увидев глаза детей решили поддаться искушению и отправится в это путешествие. В экспедицию шли 4 семьи, в общей сложности 12 человек, из которых 4 - дети. Самое удивительное, что когда мы стали запасаться провизией, то оказалось, что на пять дней сплава нам нужен почти грузовик различного провианта, а о принадлежностях для сплава и говорить уже не приходится.

Одним словом мы, арендовав три ГАЗели, четко расписав, кто за что отвечает, выехали из Тагила рано утром и почти 150 км ехали вначале по асфальтированной трассе, а потом почти еще 70 по грунтовым дорогам. К слову сказать, стояла устойчиво сухая погода и по словам шофера дорога отличная, хотя из нас вытрясло всю душу, но к полудню мы оказались на месте. Пункт начала нашего сплава по Чусовой в Нижнем Тагиле находился в селе Сулем.
Эмоции сразу же начались, как только мы вышли из ГАЗелей и увидели красоту здешних мест. Действительно картина просто завораживающая. Горы, утесы вдоль берегов, чистейшая вода реки и, конечно, атмосфера того состояния, словно ты вернулся в детство и тебя за поворотом реки ждут необыкновенные приключения, о которых ты мечтал всю жизнь.

- Лагерь

Для сплава мы подготовили один катамаран, две лодки из ПВХ и один каяк для любителей разведать те места, в которые нужно быстро сплавать и вернуться обратно. Все запасы провизии и скарб мы разместили на катамаране и тщательно прикрыли все прорезиненной тканью от непредвиденного дождя и утренней росы. Решили идти на лодках вдоль берега, так как мы были абсолютными новичками, а также двое детей плавали плохо. Нужно сказать, что данный отрезок реки Чусовая довольно спокоен для сплавов и не очень интересен любителям экстремального рафтинга, а вот для тех, кто сплавляется семьями с детьми – это идеальный вариант.

Наш лагерь – это пять палаток. Четыре для взрослых и детей, а пятая – это своеобразный навес для хранения съестных припасов и место где готовить. Как сказал наш главный турист – Павел Васильевич – выбор места для лагеря - очень важный процесс и в нем нет мелочей.

Главное, чтобы место было хорошо прогреваемое солнцем и находилось на возвышенности (по сравнению с уровнем реки). По его словам, уровень воды от дождя может подняться на метр менее, чем за час, и поэтому нас просто смоет, если мы не учтем эту особенность. Вторая особенность в том, что на сплав мы решили уделять не более 5-6 часов в день, а основное время жить в лагере во время остановок, а это значит, что самые идеальные места – это те, которые в течении всего дня хорошо освещены. Кроме того на Урале очень серьезно относятся к ветрам, и для определения расположения лагеря нужно использовать естественные преграды от северного ветра – лес, утес или просто какую-либо возвышенность, чтобы защитится от холодного ветра.

Удивительно, но факт, что практически нас не донимали комары, хотя обычно в этих местах их полчища. Только рано поутру, словно играя роль будильника, они настойчиво просились к нам в палатки.

- Сплав

Если сплавляться семьей, то самое идеальное время для того, чтобы преодолеть часть водного пути – это выйти утром из места предыдущей ночевки и спускаться по реке до 12 часов дня. Это нужно по двум причинам. Первое – жаркое полуденное солнце очень утомляет и особенно дети очень быстро устают.

Во-вторых – большинство из нас сплавляется в первый раз и мы больше расположены не преодолеть расстояние, а хорошенько отдохнуть и напитаться эмоциями.

Очень важно для долгого нахождения на солнце запастись хорошими солнцезащитными кремами и головными уборами. Наш путь пролегал в тех местах, где промышленники Демидовы сплавляли по реке продукцию своих заводов. От их времен здесь есть множество памятных знаков.

Поклонный крест, родники, оборудованные их рабочими и множество других исторических реликвий. Мы практически через час-полтора сплава останавливались, чтобы посмотреть на ту или иную интересную вещь, сфотографироваться на ее фоне и, конечно, облазить местные утесы.

Красота невообразимая! Можно, конечно, много описывать этот путь, но лучше повторить его самим, чтобы испытать те же эмоции что и мы.

- Развлечения по пути

Конечно, природа, природой и красота местных пейзажей просто завораживающая, но без маленьких радостей жизни не обойдется ни одна экспедиция. Для мужчин - это была рыбалка. К сожалению, вся крупная рыба ушла в глубину, спасаясь от жары, а те методы ловли, которые мы применяли, принесли нам только множество мелочи, которая в этих местах зовется сорогой (сорожкой).

И, конечно, ни одна вылазка на природу не обходится без бани. Вот и мы решили сделать себе, точнее своему телу такой подарок. Используя обычный брезентовый тент от палатки, оборудовав его местом куда принесли нагретые камни с костра на улице и поливая их водой настоянной на местных травах получили отличное удовольствие.

Особенно запомнились подъемы на различные местные утесы и камни. С их высоты понимаешь, какая у нас бескрайняя страна и какая она красивая. Впрочем, много неприятных эмоций принесли те моменты, когда обнаруживаешь, что до тебя здесь были люди, оставившие кучи мусора и неприбранную территорию. К сожалению, бывает и так… Обязательно во время подъемов, используйте репелленты от клещей и комаров.

Особенно запомнился музей в селе Верхняя Ослянка и полуразрушенный храм, в котором еще сохранились росписи на его стенах. Это словно нить времен, которая нас связывает с нашей историей. И порвав, ее мы на всегда утратим те ценности, которые до нас пытались донести наши предки.

На весь сплав у нас ушло пять дней пути (с 1 июля по 6 июля). Хотя по плану мы должны были его закончить за три. Но мы не сколько не жалеем за задержку, потому, что те эмоции, которые были получены за время сплава не купишь ни за какие деньги. Возвращаясь к себе обратно в Москву мы вспоминали, а есть ли у нас друзья на Байкале или Алтае, чтобы обязательно в отпуск следующего года съездить к ним в гости и снова пожить в палатке несколько дней, чтобы хоть чуть-чуть стать ближе к природе.