Поездка в Сочи была запланирована у меня еще за пару месяцев до ее начала. Я был тут уже не один раз, но все же мне очень хотелось посмотреть, каким же стал город после проведения зимней Олимпиады. И к тому же я не был там шесть лет. Поездка была в конце мая, так что уже можно было и купаться в море, конечно, прохладно, но я закаленный, да и выбирать не приходилось - отпуск в этом году выпал на конец весны.
Ехать я планировал в автомобиле. Я так решил по нескольким причинам. Во-первых, это дарит абсолютную свободу выбора - куда захотел туда и поехал, ни в чем себя не ограничивая, особенно с учетом того, что и денег я подкопил нормально. Во-вторых, получалось достаточно комфортно - нас ехало двое - я и мой друг - и вести машину планировали по очереди, так что доехать должны были быстро.
Да и по цене данный вариант выходил намного дешевле и интереснее: на самолете - дорого, на поезде - долго, а если с комфортом, в купе, то цена как в самолете. А вот автомобиль - это удобно, да и добраться по трассе М4-Дон можно за сутки, при этом потратив в обе стороны, примерно столько же? как на самолете на одного.
Нашим "конем" был Volkswagen Tiguan - идеальный вариант для поездки в Сочи на машине из Москвы. Совершенно новая, так что эта поездка была также в какой-то степени тест-драйвом для нее.
Конечно же, рассчитать точно, сколько времени займет дорога практически невозможно. По трассе еще можно, но когда дорога переходит на горный серпантин, бывает много не самых приятных сюрпризов - начиная от перекрытия дорог из-за проезда чиновников и заканчивая дорожными работами. Особенно плохо, когда это происходит в туннелях. Так что в Сочи на машине из Москвы можно добраться по-разному и тут не угадаешь. Выгоднее всего заранее почитать отзывы и советы бывалых, и только потом отправляться в путь.
Мы планировали доехать за первый день до Ростова, а если удастся, то сразу и до Сочи - это должно было занять по нашим прикидкам около 18-20 часов (до Краснодара). А уже на следующий день, выспавшись и не торопясь, мы собирались доехать до Сочи.
На трассе Москва-Краснодар дорога очень хорошая, в две полосы, местами даже три. Доехать можно за 16-18 часов, без проблем. Самым же проблемным участком является Джугба - Дагомыс. Это однополосный серпантин протяжностью в 200 километров. И его лучше всего будет проезжать глубокой ночью, ведь в остальное время здесь всегда большие пробки.
Мы собирались по дороге еще заехать и осмотреть некоторые достопримечательности по пути. Мы решили, что так как водителей двое, то без труда справимся и сможем преодолеть участок трассы М4 «Москва - Воронеж - Ростов на Дону - Краснодар - Джугба - Новороссийск» без особых усилий. Но заезда в эти крупные города нет, надо сворачивать и наматывать лишние километры в незнакомом городе, а мы этого не хотели.
Достопримечательностей по дороге было немного - Куликово поле и город Елец, в который мы как раз и заехали по дороге, ведь там есть много старых храмов и недорогих кафе, где можно хорошо поесть. Что касается платы, то по пути будет несколько участков, где вам придется заплатить. Это километры 48-71, 225-260, 330-355, 355-314, и 414-464. Их плюсы в том, что здесь дорожное покрытие значительно лучше и можно ехать гораздо быстрее (до 120 километров), нет постов ГИБДД, но есть радары фиксации скорости, так что лучше не превышать. Стоимость же участков не такая большая и не превышает 100-150 рублей, так что это удобный вариант.
Мы выехали рано утром. Трасса очень хорошая, идет по равнине и местами через холмы. Покрытие тоже на редкость отличное, за исключением некоторых участков в Липецкой области. Дорога по прямой, и очень тяжело не уснуть. Я каждый час останавливался на заправках или кафе, для того что бы выпить кофе и немного размяться, ведь задремать за рулем при такой прямой трассе очень просто. Лучше не рисковать.
Как я уже писал, мы по дороге делали остановку в Ельце. Здесь мы посмотрели Вознесенский собор - это один из самых больших соборов во всей России. Очень красивое здание, да и сам город просто наполнен зданиями 18 века. Очень красивый. Здесь же мы и пообедали - провели в сумме два часа. Подумав и оценив свои силы, мы решили, что сегодня доедем до ключевого участка трассы - Ростова, там заночуем, и рано утром, часов в пять, поедем дальше.
До Ростова мы добрались примерно к 19:00. Здесь мы хотели за пару часов осмотреть город и лечь спать, чтобы утром быть бодрыми.
Город, безусловно красив, особенно его центральная часть, с его аллеями и набережной. Из достопримечательностей Ростова нам понравились улица Большая Садовая и Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Посмотрев эти места, мы пообедали и пошли искать место для ночлега. Мы думали сэкономить и поспать в машине, но решили, что так не сможем вдоволь выспаться, а зарядиться силами на следующий день дороги было необходимо. Поэтому сняли номер. Особые условия нам были не нужны, и мы ограничились бюджетным вариантом. Мы заплатили примерно по 1200 рублей с человека в гостинице и получили двухместный номер.
Рано утром мы выезжаем в Краснодар. Расстояние от Ростова до Краснодара - 280 километров. Мы проехали его за три часа. На этом участке еще до Олимпиады был проведен серьезный ремонт дорог, и даже сейчас условия для езды очень хорошие, так что можно было добраться и быстрее, но мы не хотели лететь. Подъезжая к городу, мы попали как раз в самое плохое время для объезда города - девять утра. Как оказалось, в это время многие жители, которые работают в окрестностях, едут через трассу, и дорога была напряженная. Мы не собирались смотреть город и объехали его с востока по трассе.
От Краснодара до Сочи нам оставалось 290 километров, но дорога уже намного труднее - большое количество серпантинов и по времени на этот участок может уйти от 6 до 10 часов, а бывает и больше, в зависимости от интенсивности движения и трафика.
Объехав город, и проехав водохранилище, мы попали на территорию республики Адыгея. За все время поездки в Сочи на машине из Москвы, именно здесь надо быть наиболее бдительными к АЗС и пользоваться только известными брендами, чтобы не иметь потом дополнительных проблем с авто - про это мы читали в отзывах автолюбителей и неоднократно слышали от водителей по дороге.
В сорока километрах от Краснодара можно заехать в провинциальный город Горячий Ключ, который славится своими минеральными водами. Мы планировали заехать сюда уже на обратной дороге. Через 50 километров мы уже доехали до Джугбы, а оттуда уже идет дорога на Сочи.
Здесь главное не прозевать съезд с трассы, которая идет на Новороссийск. Мы съехали на трассу М-27, поворот налево, на Т-образном перекрестке. Отсюда дорога идет с очень красивыми пейзажами, но мне как водителю в тот момент было не до них, ведь руль почти все время надо держать двумя руками, и ноги перемещать с газа на тормоз. Тут сплошной серпантин, и местами пробки.
Также мы проехали и Туапсе - останавливаться здесь не стали. После него дорога все больше идет в горы, и бензин на заправках становится дороже. Но проехав этот участок, мы уже по сути находимся в Сочинском районе. И Адлер и Драгомыс - это все считается Сочи, а сам город по привычке здесь называют Большой Сочи.
Я был здесь лет шесть назад и, попав сюда вновь, был просто поражен. Дороги как здесь мне встречались лишь в центре Москвы, но там постоянные пробки и проехать по ним с ветерком не получается, а здесь все для водителя. После Олимпиады, город стал намного современней, это заметно еще на подъезде. Мы остановились в Лазаревском для того, чтобы искупаться и посмотреть ущелье Джегош. Пляжей, которые были бы бесплатными, здесь уже, по сути, нет. Есть с бесплатным входом, а там уже можно заплатить за лежак, душ и питание в кафе. В такой мы и зашли. Искупались в воде, которая на удивление была не такая уж и холодная, помылись в душе за 50 рублей и позавтракали в кафе с прекрасным видом на море.
Если вы едете в Сочи на машине из Москвы, то все, что вы увидите, завит только от вас. тут отлично можно запланировать отдых с детьми или шумной компанией. Посетить парк Дендрарий, парк Ривьера, всевозможные сочинские олимпийские объекты, аквапарк и многое другое.
Вы сами хозяин своего путешествия и это прекрасно. По дороге мы еще заехали в поселок Лоо, где находится один из лучших аквапарков на побережье. Также чуть далее за поселком находятся водопады в ущелье Джегош, в которые мы тоже заехали.
При въезде в центр Сочи, стоит блок-пост, и идет тщательный досмотр. У инспекторов стало гораздо больше новинок техники, которыми они могут вычислять нарушителей, так что лучше не нарушать и ехать спокойно.
В центре Сочи нам было не так уж и трудно найти себе жилье. После Олимпиады, здесь очень много отелей и гостиниц на любой вкус и бюджет. Мы заплатили за наши номера по 2000 рублей в сутки, и сняли их на четыре дня. Номер очень хороший, новый, только построен перед Сочи 2014.
Ну, а за четыре дня отдыха мы уже посетили очень много мест в Сочи - это и Дендрарий, и парк Ривьера, и сочинские олимпийские объекты. Конечно же не оставили без внимания и кафе кавказской кухни, которая здесь, пожалуй, самая лучшая из тех, что мне довелось попробовать.
Город поменялся после Олимпиады - он стал более современный, здесь стало безопасней и лучше для туристов. Хорошо развитая инфраструктура, дороги, отели и развлекательные центры. При этом город не потерял своей экзотики, климата и колорита. Хоть это был май, здесь было уже тепло и еще не так много туристов, а море нас тоже радовало, и, несмотря на невысокую температуру воды, мы купались каждый день.
В итоге наша поездка была просто шикарной. Мы посмотрели не только Сочи, но и все прилегающие и окружающие ее территории. Очень красивые места. Каждый день был наполнен событиями и новыми местами - ведь так и должно быть, когда путешествуешь на своем автомобиле.