Фото Маньпупунер

• Опубликовано: 26 ноября 2013
  • Бюджет поездки: 24 тыс.
Фото Маньпупунер

Мы с друзьями уже давно собирались отправиться на Северный Урал, а точнее на плато, чтобы отдохнуть и сделать фото Маньпупунер. И вот теперь, когда подготовительный период завершился, мы собрались в условленном месте и выехали. Началось наше путешествие 27 марта, снегоходы были погружены и отправлены накануне, и мы без промедления, в приподнятом настроении отправились на машине в посёлок Вижай Свердловской области.

Дорога заняла около 700 км, ничего примечательного на этом отрезке не произошло.

К вечеру мы въехали в посёлок, встретивший нас улочкой с полузаброшенными домами. Мы по-быстрому разгрузили снегоходы, приготовили на завтра канистры с топливом и улеглись спать.

Проснулись в 7 утра, съели вкусный завтрак и выехали в путь. Наш маршрут пролегал к озеру Турват, нужно было преодолеть около 100км. Запомнился своей величественной красотой посёлок Ушма – крайнее поселение в Свердловской области перед ХМАО, в котором живут манси.

Это необыкновенное по красоте место – огромные причудливые камни, река, подвесной мост, горные вершины в снежных шапках.

Дальше мы побывали на хребте Чистоп, полюбовались прекрасным видом, открывающимся с него.

Спустились с хребта и приехали в «избу Ильича», расположенную на берегу реки.

От этого места есть дорога к перевалу Дятлова, который мы посетили на обратном пути.
Проехав ещё 50-60км, мы приехали к озеру Турват – конечной цели нашего первого перехода. Размеры озера весьма велики: примерно три на пять километров. Оно расположено на высоте около 250 метров над уровнем моря. Считается, что у озера есть двойное дно. Под берегами имеются вымытые подземными родниками провалы, в которые рыба уходит на зимовку, когда вода в озере промерзает до самого дна, ведь глубина этого водоема не превышает 1,5 метров. На западном берегу озера можно заметить гору Ялпыг-нер. Согласно легендам, в этой горе захоронены останки великого воина Кущая, погибшего в схватке с напавшими на манси великанами. По поверьям эти великаны превратились в каменных истуканов, на которых мы и хотели взглянуть.

Ночевали мы в домике у семьи манси в 5 км от озера. Семья оказалась очень колоритной, не смотря на присутствие некоторых атрибутов современной жизни.

Для ночлега нам предоставили дом сыновей-охотников, который уже четыре дня пустовал – хозяева ушли на охоту. Кроме печки-буржуйки в доме оказались странного вида полати, хозяева сразу предупредили, что ничего трогать на них нельзя, т.к. существует предание, что любой, нарушивший порядок на них, заболеет страшной неизлечимой болезнью. Сразу было понятно, что мы попали в жилище охотников: везде были разложены ружья, патроны, дробь, капсулы, порох.
Мы быстро обустроились, приготовили на печке еду и сели ужинать. Младший сын хозяина пришёл к нам с угощением – это был настоящий сюрприз. Нам предстояло попробовать строганину – сырую замороженную лосиную печень.

Кусок был внушительным – около килограмма, в сыром виде попробовать решились не все, но тем, кто попробовал, понравилось. Оставшуюся часть печени мы пожарили на буржуйке, вышла отличная закуска.
Утром проснулись, быстро позавтракали, осмотрели местную экзотику при дневном свете и отправились дальше. Сегодня нам предстояло пройти хребет, перейти границу с Коми, посетить легендарное культовое плато, сделать фото Маньпупунёр, посмотреть столбы выветривания и вернуться назад на место нашей ночёвки. Ехали налегке, сани с бензином остались на месте ночёвки.

Достаточно быстро мы доехали до подножия хребта, пересекли хребет, изъездили вдоль и поперёк снежные просторы и, нагонявшись от души, мы отправились на другой склон хребта, а оттуда уже к конечной точке нашего путешествия – к плато Маньпупунёр.

На подходе к плато нам открылась чудесная картина – выстроившиеся рядами каменные гиганты. Невероятное зрелище! Потрясающая энергетика этой местности подействовала на всех.

Обратный путь шёл, в основном, через реки. Малая и Большая Сосьва – очень красивые и извилистые речки, обрамлённые по берегам причудливыми скалами, замёрзшими водопадами из кристально чистой воды – всё это напомнило нам о сказках Бажова.

Вернулись к месту ночёвки засветло, покатали хозяйских дочек на снегоходах, купили кусок лосиной печёнки, приценились к меховым сапогам, охотничьим лыжам, оленьим рогам. Хозяева провели нам экскурсию по своим владениям.
Утром мы позавтракали, пожарили всю оставшуюся печёнку, собрались и уехали по направлению к дому.

Ехать обратно мы решили по рекам – скакать по ухабистым тропам поднадоело, а лишний раз полюбоваться красотами местных речушек очень хотелось. И времени такой маршрут занял гораздо меньше.

Доехав до «избы Ильича», мы оставили прицепы с запасами и двинулись к перевалу Дятлова, для этого нужно было свернуть с маршрута всего лишь на 20 км – мы не смогли отказаться от такой возможности.

Этот перевал – потрясающе красивое место. Катались мы там около трёх часов – серебристый снег, зимнее яркое солнце, быстрые снегоходы – красота! От седловины перевала за несколько секунд можно преодолеть подъём в 300 м и взлететь на вершину – экстрим, эмоции, описать которые непросто.

Потом снова путь по реке, снова замёрзшие водопады, камни невероятной формы, большущая пещера, экстремальный переезд через промоины во льду – снова масса впечатлений и эмоций.

Дальше заехали в Ушму, поискали поделки из рога, у манси ничего не нашлось. С Ушмы по новенькой гладкой дороге мы доехали до базы в Вижае. В итоге за три дня мы проехали 560 км на снегоходах.
Это было невероятное приключение! Эмоции, незабываемые впечатления, драйв, адреналин. Погода была идеальна, техника не подвела, команда подобралась очень дружная, колорит местных поселений неповторим – всё это помогло сделать путешествие великолепным!