Крутицкое Патриаршее подворье

• Срок поездки: 1 день
  • Страна: Россия
Крутицкое Патриаршее подворье

Наша экскурсия стартовала ранним майским утром: посоветовавшись с друзьями, мы решили отправиться на Крутицкое подворье – тихое уютное место, расположенное возле станции метро «Пролетарская».

Крутицкое подворье представляет собой архитектурный памятник 16-го века в Таганском районе нашей столицы. Согласитесь, грех жить в Москве и не стремиться открыть для себя все ее потайные дворики, старые улочки и исторические здания.

Дорога занимает совсем немного времени: сперва вам нужно добраться до станции метро «Пролетарская», откуда нужно выйти к 3-му Крутицкому переулку, пройти по нему несколько минут, затем спуститься в подземный переход под Новоспасским проездом (ориентиром может стать Новоспасский монастырь: туда мы решили зайти по пути назад).

Итак, по 3-му Крутицкому переулку мы дошли до улицы Крутицкой - крохотной и ничем не примечательной улицы, в начале которой расположен Музей воды.

Поднявшись по ней наверх, мы, наконец, увидели церквушки и другие здания Крутицкого подворья. Самым интересным строением нам показался Крутицкий терем, который украшен поливными изразцами работы Степана Полубеса, а также изысканными резными каменными украшениями. Пройдя через парадные воротам, мы осмотрели Крутицкий терем с обратной стороны: несмотря на то, что украшен только фасад, ансамбль все равно выглядит невероятно красиво.

Прямо перед нами к небу тянется Малый Успенский собор, который является главным собором Крутицкого подворья. Строительство храма заняло 22 года, и началось в 1667-ому году. Действующим является верхний храм Малого Успенского собора. Мы вошли в него, поднявшись по высокой лестнице: у входа женщинам можно взять напрокат юбку или платок, если они не позаботились о подобающем наряде заранее.

Сама лестница оказалась отличным местом для интересных кадров: с 50-х по 80-ые годы проходила реконструкция подворья, и сейчас оно обрело свой первозданный вид, что не могло не порадовать таких любителей старины, как я и мои друзья: только представьте себе высокие стены соборов и церквей, которых не касалась рука современных штукатуров - сама картинка переносит вас в 16-ый век, и кажется, что сейчас из-за угла донесется цокот копыт и мы увидим старинную карету и людей в одежде того времени. Здесь часто проходят съемки исторических фильмов, поскольку почти не нужно заботиться о декорациях - деревянные здания 19-го века - в прекрасном состоянии.

В подворье растет маленький вишневый сад, и нам повезло попасть туда в аккурат на цветение вишен. Приятно удивил ухоженный вид садика: столы заботливо побелены, засохшие ветви регулярно срезают.

Прогуливаясь по Крутицкому патриаршему подворью, мы почувствовали себя в совершенно другом мире: прекрасная старинная Москва, площадь, вымощенная булыжником, церкви из темного кирпича и жилые деревянные домики дореволюционных времен - все это совсем рядом с метро, современными бизнес-центрами, супермаркетами и автомобильными стоянками.

Крутицам пришлось пережить многое: и поджоги, и грабежи поляков в Смутное время, и мародерство французов в 1812-ом году. Как рассказали нам служители одного из храмов, здесь, в Крутицком подворье проводил свои дни в заточении протопоп Авакум перед тем, как на него наложили анафему в 1666-ом году.

В советское время здания были обустроены под казармы; храмы вернули церкви лишь в 1992-ом году. Также считается, что здесь содержали и А.Герцена, и Л. Берию. Сегодня Крутицкое патриаршее подворье работает как филиал Исторического музея, а Крутицкий Терем над Святыми воротами был отдан под охрану ЮНЕСКО.

Покинув территорию подворья, мы словно оказались в другом измерении, и еще не сразу смогли вернуться к привычному ритму жизни большого города. Фото этих достопримечательностей мне напоминают об незабываемом отдыхе и сегодня.